Чем
тесней единенье,
тем
кромешней разрыв.
Не
спасут затемненья
ни
рапид, ни наплыв.
В нашей
твердости толка
больше
нету. В чести
одаренность
осколка
жизнь
сосуда вести…
(1968,
Иосиф Бродский)
- Вова, Ты говорил, что не любишь обсуждать современное украинское кино. Почему?
- К сожалению, я почти не видел
современных украинских фильмов. Я даже «Поводырь» (2014, О. Санин) не смотрел. Так получилось, что, когда фильм был в прокате, я не был в Украине.
Мне очень симпатична идея кинотеатра «Лира».
Наконец-то появилась возможность наверстать упущенное.
Если говорить о тенденциях в украинском
кино, то сегодняшняя ситуация такова, что с одной стороны есть огромный творческий
потенциал, а с другой - совершенно непонятная позиция общества по отношению к
украинскому кино. Мне кажется, что у зрителя просто-напросто нет чёткого представления
о том, каким бы он хотел видеть наше кино. Я думаю, это непонимание - результат
состояния перехода сознания и изменения восприятия, которое украинское общество
сейчас переживает. Этот процесс находится лишь на начальной зачаточной стадии, поэтому
рассуждать, пытаться делать какие-то прогнозы и выводы слишком рано.
- Но ведь отношение украинского кино к
обществу тоже весьма специфическое…
- Понимаешь, в чём дело... Если
посмотреть даже на выдающуюся российскую культуру на примере творчества того же Фёдора Достоевского, то она, по сути, антироссийская. Художник – это самый
чувствительный элемент общества, который резко видит все проблемы и склонен
обобщать их в художественные образы. И ничего плохого в этом нет. Другое дело – с какой степенью таланта и вкуса это сделано. В киноальманахе «Мудаки. Арабески» (2010) есть какая-то
откровенно безвкусная пошлятина, но есть и хорошие работы. То же «Племя» (2014, М. Слабошпицкий), что бы о нём не
говорили, с точки зрения формы, действительно достойный фильм, который не
стыдно показать за рубежом.
Но, опять-таки, возникает вопрос: чего же украинскому
зрителю хочется? А ему, естественно, хочется видеть на экране понимание того,
что происходит с ним здесь и сейчас. Основная проблема же, по-моему, заключается
в том, что в большинстве случаев украинское кино не дотягивает до уровня, при
котором оно бы являлось осознанием нашей действительности. Обычно всё сводится
к псевдодокументализму, который решается за счет тёмного кадра и трясущейся
камеры, а по сути – говорится о каких-то вымышленных, надуманных вещах.
- Сейчас многие снимают о Майдане, об АТО. Тебе хотелось
бы затронуть эту тему на экране? Ты себя пробовал в документалистике?
-
Пока что не выдавалось такой возможности, да у меня никогда и не было особой
склонности к документальным съёмкам. Но в Германии я начал общаться с очень
интересными режиссёрами, и в последнее время тема
документального кино для меня стала «живой» и весьма актуальной. Я хотел бы попробовать
себя в этой области, так как отсутствие подобного опыта считаю большим упущением
в профессии кинооператора. Я был на Майдане и всегда носил с собой камеру. Я сделал
пару десятков фотографий, абсолютно ни о чем не говорящих. У меня было такое
внутренне смятение, когда я там находился, что совершенно не мог воспринимать происходящее
категориями кадража. Меня сильно поглощали события, а для
документалиста это недопустимо. Мне кажется, документалистика – это
своеобразный дзен-буддизм: когда оператор-документалист берёт в руки камеру, он
должен в неё превратиться. А у меня такого качества нет.
О том, что происходит на Востоке, снимается
очень много хороших работ, но и много плохих, плохих в том, как они
сделаны в итоге. Поскольку это животрепещущая тема и незаконченное событие, с
которым нет абсолютно никакой временной дистанции, тяжело сложить собственное суждение.
Сейчас я планирую поездку в Славянск и Краматорск с приятелем-журналистом,
который приехал ко мне из Берлина. Хотелось бы ещё попасть на передовую с несколькими
режиссёрами, но это всё не так просто. Поэтому пока ещё рано что-либо рассказывать.
- Какое у Тебя впечатление от фильма «Майдан» (2014) Сергея Лозницы?
- Мне очень понравился этот фильм. В нём
точно передано общее чувство того, что происходило в Киеве – ощущение «атомов
пустоты», коллективного бессознательного, которое вырвалось на волю. Главная ценность
фильма заключается в том, что зритель наблюдает за происходящим со стороны. Лозница
решил исследовать и осознать путем съёмки феномен того сплошного хаоса, который
на самом деле царил на Майдане, и вопреки которому каждый человек чётко знал, где
ему нужно находиться и что конкретно делать. Ведь именно благодаря этому Майдан и выстоял, хотя, возможно, создавалось впечатление, что за происходящим стоит
какая-то сложная схема и деньги, с помощью которых всё организовано.
С точки зрения киноформы Лозница сделал интересную
вещь, которая очень хорошо передает суть «майдановского движения». Концепция
фильма – это направление камеры в случайно выбранное место, в котором, за счёт
того, что плотность событий невероятно велика, рано или поздно что-то обязательно
произойдёт. Лозницу многие критикуют за то, что в фильме нет персонажей, ещё
чего-то, но для него не это было важным. Ему было интересно, что происходило на
более высоком уровне, за рамками сознательной иерархии явления «Майдан». Но при
этом в фильме присутствует и дань уважения к жертвам людей.
Я смотрел фильм в Германии в компании иностранных
товарищей, в числе которых были и немцы, и журналист из Австралии, и совсем
молодой парень из Швеции, который имел смутное представление о том, что
происходит в Украине. После просмотра мы очень долго обсуждали тему Майдана, поэтому
впечатление от фильма было достаточно общим. Иностранцам тяжело осознать
увиденное, потому что революция в их понимании – это люди арабской внешности,
которые палками дерутся с милицией, крушат витрины и бросают «коктейли Молотова».
Все были в хорошем смысле удивлены тем, что такое безусловное, безоговорочное
единение людей вообще возможно.
- Что Ты чувствовал, когда приходилось
наблюдать за происходящим в Украине на расстоянии?
- Это безумно тяжело. Я это пережил уже дважды. Во время событий на Майдане я уезжал в Берлин, но, когда 18 февраля началась стрельба, просто вынужден был вернуться, потому что оставаться там было невыносимо. Когда ты сидишь где-то далеко, оторванный от того, что происходит, включается воображение, и начинаешь себя накручивать. Это поедает невероятное количество сил. То же происходит со мной и сейчас, но я уже привык с этим как-то мириться и справляться.
Такое
ощущение, что «трение» меня о «европейский континент», когда я езжу туда-сюда, является
своего рода генератором моих внутренних сил. В Киеве у меня появляется больше энергии,
хотя это странно, потому что, когда я возвращаюсь домой, в глаза сразу же
бросаются забитые улицы, жуткие водители, которые ездят непонятно как, и достаточно
грубый в основной своей массе народ. Но, даже не смотря на всё это, в Киеве я чувствую
себя намного спокойнее. Наверное, потому, что у меня здесь друзья, семья и чувствуется
причастность к тому, что происходит. Много моих знакомых ездят на Восток, и я тоже стараюсь как-то помогать: транспортом, деньгами, ещё чем-то.
- Ты планируешь продолжать жить и работать в
Украине или, возможно, хочешь куда-то перебраться?
-
Места, где я бы хотел построить свой дом, я ещё не нашел. У меня не раз была возможность
переехать в Москву, но мне неуютно в этом городе, я себя там не очень хорошо
чувствую. Поэтому в Москву я бы не уехал ни сегодня, ни пять лет назад, хотя российское
кино сейчас достаточно состоятельное. Вообще, в плане работы, мне очень
нравится передвигаться, и пока что именно в этом вижу для себя ближайшую
перспективу существования. Огромное удовольствие получаю от перемещения между
Берлином и Киевом. Это два совершенно разных профессиональных круга.
Сейчас в Украине, с одной стороны, жуткий, с
другой стороны, жутко интересный период переформатирования кинотелепроизводства.
По большому счету, то, что у нас снималось и называлось «нашей киноиндустрией»,
это дочерние филиалы российских продакшенов, которые скидывали в Украину
телевизионные продукты далеко не самого высокого уровня. В этом, конечно, был и
положительный момент, так как, чем больше тут было съёмок, тем более интенсивно
уплотнялась прослойка кинематографистов, к нам потихоньку завозились какие-то
технологии. Но, всё же, часто это были «донорские» проекты, с помощью которых просто «перекачивали»
бюджеты.
Теперь это всё исчезло, и крупные украинские производственные компании
начинают искать альтернативу. Запускаются «пилоты» каких-то проектов собственного
производства, кто-то уехал в Польшу, кто-то в Америку, ещё куда-то, но есть чёткое
понимание, что в ближайшее время денег не будет, и не ясно, чего ждать дальше. Но,
не смотря на всё происходящее, в Украине появилось ощущение новой перспективы. Я
чувствую свою причастность к этому процессу, поэтому не думаю, что осяду в
Берлине.
Для Берлина
у меня есть конкретная цель: хочу снять фильм с режиссёром, которого зовут Маркус Хип (Marcus Heep), ведь мой Берлин начался именно с этого человека. Если бы
можно было сравнить его по перспективе отношения к кино с кем-то из именитых
кинорежиссёров, то я бы назвал Микеланджело
Антониони. Маркус огромное внимание уделяет изображению и композиции, и мне
импонирует его взгляд на киноэкран. С подобным режиссерским видением и мироощущением
я ещё не сталкивался.
Вообще, в жизни не так всё упирается в место, сколько в каких-то конкретных
людей. Но, в идеале, конечно, мне хочется добраться до Голливуда, пройтись путём великих предшественников, например, Владимира Набокова или Михаила Чехова… (улыбается).
Комментариев нет:
Отправить комментарий