Когда мы с Ивановым встретились и присели за столик в кафе,
первое, что он сделал – нет, не положил на стол свой мобильный телефон! – Вова включил
небольшой настольный светильничек. От этого света сразу же стало как-то уютнее
и теплее. И не важно, что было утро…
Это - ещё один «штрих» в портрете замечательного кинооператора Владимира Иванова, ну и небольшое предисловие ко второй части интервью. Ну что ж, продолжим!
Это - ещё один «штрих» в портрете замечательного кинооператора Владимира Иванова, ну и небольшое предисловие ко второй части интервью. Ну что ж, продолжим!
- Вова, по какому принципу, на Твой взгляд, должна
выстраиваться «вертикаль» сотрудничества в съёмочной группе?
- На Западе
работает много международных групп. Нормальная практика, когда полкоманды
приезжает из США, часть команды немецкая, часть французская, а постпродакшн из
Британии. А если это какое-нибудь большое голливудское производство, то съёмочная
группа вообще может состоять из двухсот человек - это толпа людей, которая
задействована непосредственно на площадке на протяжении всего съёмочного периода.
И этот огромный «организм» должен жить по своим законам, поэтому есть определённые
системы работы и все зоны ответственности строго регламентированы. Каждый
человек понимает, какие перед ним поставлены задачи и за что он отвечает. Он знает,
что он должен делать, и какой у него график работы. По-моему, это правильно,
потому что по-другому организовать такое сложное большое мультинациональное
производство очень тяжело.
Я недавно заходил на сайт немецкой «спілки» кинематографистов, на котором представлен
список профессиональных позиций: «оператор-постановщик», «первый ассистент камеры», «второй ассистент камеры», «грипп»,
«гафер» и т.д. По каждой из них расписано, во-первых, огромный перечень обязанностей
и, во-вторых, зарплата, которую человек получает. Там есть чёткое понимание
того, что обязанности надо делить и разграничивать. У нас же производство
устроено несколько иначе, наверное, из-за того, что группы обычно не такие
большие, более компактные, хотя бывает по-разному.
Съёмки - это всегда экстремальная ситуация и
повышенный уровень адреналина. Во время съёмок всплывает очень много каких-то
факторов, возникает проблем, потому что мы вечно куда-то опаздываем, что-то
где-то преодолеваем. И даже с учетом того, что все - довольно профессиональные
люди, в условиях подобной «гонки» большую роль играет такой момент как человеческая
совместимость. Например, есть великолепный художник, чьи работы действительно
очень хорошие, но с режиссёром, который всё отлично снимает, они не уживаются,
не смотря на то, что каждый в отдельности взятый - очень хороший человек.
Просто не создается человеческий контакт. А в кино это безумно важно потому,
что отношения, которые завязываются у людей во время такого существования, обычно
выходят на повышенный эмоциональный уровень. Бывает, что ты человека совершенно
не знаешь, видишь его первый раз в жизни, а он тебе уже симпатичен без всяких
причин. А бывает, нет повода сказать о человеке что-то плохое, но чем-то он
тебе неприятен. Но в любом случае в съёмочной группе всё выстраивается от
режиссёра, потому что именно он, так или иначе, является её эмоциональным
стержнем.
(Фото со страницы facebook "Дорога / The way")
- Какими качествами необходимо обладать оператору, чтоб
достичь взаимопонимания и слаженности в работе с режиссёром?
- Есть режиссёры, которые очень ревниво
относятся к актёрам. Даже может возникнуть какое-то эмоциональное напряжение,
когда ты хочешь пообщаться непосредственно с актёром по поводу того, как ему
встать и попасть в свет. Есть режиссёры, которые наоборот сидят у монитора в
какой-то своей закрытой среде и полностью отдают съёмочную площадку тебе на
растерзание, и тогда ты делаешь и творишь всё, что хочешь. Это даёт очень большую
свободу как в организации кадра, так и съёмочного процесса в целом.
У каждого режиссёра есть какая-то своя
энергетика и чувство ритма. Главное, это чувство ритма уловить и научиться
вместе с ним сосуществовать. Нужно стараться, по возможности, не выбивать
режиссёра из его базового состояния. Для человека необходимо создавать, в
первую очередь, эмоциональный комфорт, чтоб он мог спокойно, нормально
работать. И когда говорят о взаимоотношениях «режиссёр-оператор», эта
обязанность часто именно на оператора и ложится. И это естественно, потому что актёры
требуют очень много внимания и сил (что, в принципе, довольно справедливо, так
как основную эмоциональную отдачу в кино производят всё-таки они) и режиссёр берёт
этот удар на себя. Оператор же выступает в роли «медиатора». Он общается с
режиссёром и актёрами, а это определенный уровень общения, и, в то же время,
как бригадир строителей, со съёмочной группой - с крутыми мужиками, которые ходят
с молотками и что-то шарашат. Поэтому, мне кажется, максимально оградить режиссёра
от многих проблем съёмочной группы - во многом обязанность оператора. Он и
второй режиссёр - это именно те люди, которые должны заботиться о том, чтоб эмоциональный
«кокон» режиссёра был максимально уютным и располагающим к творчеству.
Для каждого оператора важно уметь работать в
большом коллективе, уметь прислушиваться к мнению других людей, но в первую
очередь, я считаю, нужно уважать чужой труд. Именно это помогает «срезать»
большое количество «углов». Если взаимного уважения в съёмочной группе нет, всё
превращается в рабство.
Есть очень большое количество авторитарных
режиссёров, темпераментных личностей. Например, гениальные кинематографисты Федерико Феллини и Андрей Тарковский были очень вредными
людьми. По большому счету, все, кто с ними работали, их ненавидели. Поэтому каждую
ситуацию нужно рассматривать отдельно. Если ты чувствуешь важность того, что вы
с человеком делаете, тогда ты просто решаешь, насколько в состоянии терпеть его
скверный характер, можешь ли уступить в споре ради результата, а в какие-то
моменты и наступить себе на горло. Но если ты понимаешь, что оно того не стоит,
тогда лучше с ним не работать, потому что ни к чему хорошему это в итоге не
приведёт. Мне пока в этом смысле везло. С режиссёрами, с которыми доводилось
работать, всегда на первом месте было человеческое взаимопонимание и уважение.
(Фото со страницы facebook "Дорога / The way")
- Какие виды съёмки Ты хотел бы освоить?
- Не так давно в
Киеве снимали ролики для каких-то спортивных мероприятий в Баку. Приезжала
французская команда и в бассейне КПИ организовывала подводные съёмки. Там работали
мои знакомые, поэтому я пришел на площадку на всё это дело посмотреть. Понимаю,
что вот это мне интересно. Я уже даже начал узнавать, где лучше получить
сертификацию аквалангиста и сколько это будет стоить. Эта область пока ещё мало
освоенная в Европе. По крайней мере, людей, которые занимаются подводной
съёмкой профессионально, не так много. Это действительно что-то новое, и нечто
подобное я бы освоил с большим удовольствием!
Ещё мне очень интересны съёмки, связанные со спецэффектами. Например, скоростной motion
control. В Германии роботизированные съёмки находятся на достаточно
высоком уровне, и в университете в Берлине я уже получил возможность немного приобщиться
к подобным технологиям.
- Какие съёмки в Твоей жизни были самыми экстремальными?
На данный
момент самыми экстремальными были съёмки моего диплома - фильма «Дождь» (2009, Марина Врода). Это - камерная история, которая снималась
летом. Казалось бы, всё достаточно просто, но, на самом деле, съёмки давались
нам очень тяжело. Мы снимали за Киевом. Огромное количество людей и поливальной
аппаратуры нужно было вывозить куда-то к чёрту на рога, а нам ещё и
катастрофически не везло с погодой. Мы всё время пытались подгадать пасмурный
день, но, когда приезжали на площадку, снимали с утра один-два кадра, а потом
выходило солнце, и мы целый день просто ждали сумерек, чтоб за 20 минут успеть
хоть что-то снять. Я был завернут в дождевик, потому что на меня из шланга лили
воду, и вот в этом мешке мне приходилось стоять и ждать, пока зайдёт солнце.
Съёмки сильно затянулись. У нас были огромные проблемы с деньгами, которые надо
было как-то решать. И вот с тех пор больших физических и эмоциональных нагрузок
во время съёмок у меня не было. Ничего более сложного, как ни странно, со мной
не случалось.
(Фото со страницы facebook "Дорога / The way")
- Как сказываются на здоровье напряженные графики?
- Любой съёмочный
день – это невероятный стресс, потому что существует огромное количество
факторов, которые невозможно предвидеть и избежать. Каждый хороший кадр, сцена –
это, по большей мере, просто удача. Естественно, всегда имеется возможность тщательно
всё продумать, рассчитать все возможные риски, выбрать самый подходящий пространственно-временной
зазор и подготовиться к съёмке определённого кадра. Но ты просто не можешь всё
проконтролировать и удержать в руках. Поэтому постоянно находишься в состоянии какого-то
мандража.
Сказываются на здоровье и большие нагрузки
на тело. Нормальное состояние моего организма во время съёмок - это температура
37,5. Наверное, невозможно этого стресса избежать, но всегда есть возможность
ему противостоять. Во-первых, необходимо придерживаться определенного режима и
диеты. Во-вторых, надо стараться находить время для спорта или йоги, заниматься
дыхательными практиками. В киноуниверситете в Берлине есть даже отдельная
дисциплина - йога для операторов. Занятия проходят раз в неделю в 8:00 утра. Наш
профессор Майкл Хэммон (Michael Hammon) - оператор, чей фильм («Когда мы мечтали» (2015, Андреас Дрезен). – Прим.ред.)
в этом году попал в конкурсную программу на Берлинале, всё время всем
рассказывает о пользе йоги и о том, как важно оператору ею заниматься.
P.S. Продолжение следует!))))
Комментариев нет:
Отправить комментарий