суббота, 21 марта 2015 г.

ВЛАДИМИР ИВАНОВ: «Съёмки - это всегда экстремальная ситуация…» (Часть 2)


Когда мы с Ивановым встретились и присели за столик в кафе, первое, что он сделал – нет, не положил на стол свой мобильный телефон! – Вова включил небольшой настольный светильничек. От этого света сразу же стало как-то уютнее и теплее. И не важно, что было утро…
Это - ещё один «штрих» в портрете замечательного кинооператора Владимира Иванова, ну и небольшое предисловие ко второй части интервью. Ну что ж, продолжим!

- Вова, по какому принципу, на Твой взгляд, должна выстраиваться «вертикаль» сотрудничества в съёмочной группе?
- На Западе работает много международных групп. Нормальная практика, когда полкоманды приезжает из США, часть команды немецкая, часть французская, а постпродакшн из Британии. А если это какое-нибудь большое голливудское производство, то съёмочная группа вообще может состоять из двухсот человек - это толпа людей, которая задействована непосредственно на площадке на протяжении всего съёмочного периода. И этот огромный «организм» должен жить по своим законам, поэтому есть определённые системы работы и все зоны ответственности строго регламентированы. Каждый человек понимает, какие перед ним поставлены задачи и за что он отвечает. Он знает, что он должен делать, и какой у него график работы. По-моему, это правильно, потому что по-другому организовать такое сложное большое мультинациональное производство очень тяжело.
   Я недавно заходил на сайт немецкой «спілки» кинематографистов, на котором представлен список профессиональных позиций: «оператор-постановщик», «первый ассистент камеры», «второй ассистент камеры», «грипп», «гафер» и т.д. По каждой из них расписано, во-первых, огромный перечень обязанностей и, во-вторых, зарплата, которую человек получает. Там есть чёткое понимание того, что обязанности надо делить и разграничивать. У нас же производство устроено несколько иначе, наверное, из-за того, что группы обычно не такие большие, более компактные, хотя бывает по-разному.
   Съёмки - это всегда экстремальная ситуация и повышенный уровень адреналина. Во время съёмок всплывает очень много каких-то факторов, возникает проблем, потому что мы вечно куда-то опаздываем, что-то где-то преодолеваем. И даже с учетом того, что все - довольно профессиональные люди, в условиях подобной «гонки» большую роль играет такой момент как человеческая совместимость. Например, есть великолепный художник, чьи работы действительно очень хорошие, но с режиссёром, который всё отлично снимает, они не уживаются, не смотря на то, что каждый в отдельности взятый - очень хороший человек. Просто не создается человеческий контакт. А в кино это безумно важно потому, что отношения, которые завязываются у людей во время такого существования, обычно выходят на повышенный эмоциональный уровень. Бывает, что ты человека совершенно не знаешь, видишь его первый раз в жизни, а он тебе уже симпатичен без всяких причин. А бывает, нет повода сказать о человеке что-то плохое, но чем-то он тебе неприятен. Но в любом случае в съёмочной группе всё выстраивается от режиссёра, потому что именно он, так или иначе, является её эмоциональным стержнем.
(Фото со страницы facebook "Дорога / The way")
- Какими качествами необходимо обладать оператору, чтоб достичь взаимопонимания и слаженности в работе с режиссёром?
- Есть режиссёры, которые очень ревниво относятся к актёрам. Даже может возникнуть какое-то эмоциональное напряжение, когда ты хочешь пообщаться непосредственно с актёром по поводу того, как ему встать и попасть в свет. Есть режиссёры, которые наоборот сидят у монитора в какой-то своей закрытой среде и полностью отдают съёмочную площадку тебе на растерзание, и тогда ты делаешь и творишь всё, что хочешь. Это даёт очень большую свободу как в организации кадра, так и съёмочного процесса в целом.
   У каждого режиссёра есть какая-то своя энергетика и чувство ритма. Главное, это чувство ритма уловить и научиться вместе с ним сосуществовать. Нужно стараться, по возможности, не выбивать режиссёра из его базового состояния. Для человека необходимо создавать, в первую очередь, эмоциональный комфорт, чтоб он мог спокойно, нормально работать. И когда говорят о взаимоотношениях «режиссёр-оператор», эта обязанность часто именно на оператора и ложится. И это естественно, потому что актёры требуют очень много внимания и сил (что, в принципе, довольно справедливо, так как основную эмоциональную отдачу в кино производят всё-таки они) и режиссёр берёт этот удар на себя. Оператор же выступает в роли «медиатора». Он общается с режиссёром и актёрами, а это определенный уровень общения, и, в то же время, как бригадир строителей, со съёмочной группой - с крутыми мужиками, которые ходят с молотками и что-то шарашат. Поэтому, мне кажется, максимально оградить режиссёра от многих проблем съёмочной группы - во многом обязанность оператора. Он и второй режиссёр - это именно те люди, которые должны заботиться о том, чтоб эмоциональный «кокон» режиссёра был максимально уютным и располагающим к творчеству.
   Для каждого оператора важно уметь работать в большом коллективе, уметь прислушиваться к мнению других людей, но в первую очередь, я считаю, нужно уважать чужой труд. Именно это помогает «срезать» большое количество «углов». Если взаимного уважения в съёмочной группе нет, всё превращается в рабство.
   Есть очень большое количество авторитарных режиссёров, темпераментных личностей. Например, гениальные кинематографисты Федерико Феллини и Андрей Тарковский были очень вредными людьми. По большому счету, все, кто с ними работали, их ненавидели. Поэтому каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Если ты чувствуешь важность того, что вы с человеком делаете, тогда ты просто решаешь, насколько в состоянии терпеть его скверный характер, можешь ли уступить в споре ради результата, а в какие-то моменты и наступить себе на горло. Но если ты понимаешь, что оно того не стоит, тогда лучше с ним не работать, потому что ни к чему хорошему это в итоге не приведёт. Мне пока в этом смысле везло. С режиссёрами, с которыми доводилось работать, всегда на первом месте было человеческое взаимопонимание и уважение.

(Фото со страницы facebook "Дорога / The way")

- Какие виды съёмки Ты хотел бы освоить?
- Не так давно в Киеве снимали ролики для каких-то спортивных мероприятий в Баку. Приезжала французская команда и в бассейне КПИ организовывала подводные съёмки. Там работали мои знакомые, поэтому я пришел на площадку на всё это дело посмотреть. Понимаю, что вот это мне интересно. Я уже даже начал узнавать, где лучше получить сертификацию аквалангиста и сколько это будет стоить. Эта область пока ещё мало освоенная в Европе. По крайней мере, людей, которые занимаются подводной съёмкой профессионально, не так много. Это действительно что-то новое, и нечто подобное я бы освоил с большим удовольствием!  Ещё мне очень интересны съёмки, связанные со  спецэффектами. Например, скоростной motion control. В Германии роботизированные съёмки находятся на достаточно высоком уровне, и в университете в Берлине я уже получил возможность немного приобщиться к подобным технологиям.

- Какие съёмки в Твоей жизни были самыми экстремальными?
На данный момент самыми экстремальными были съёмки моего диплома - фильма «Дождь» (2009, Марина Врода). Это - камерная история, которая снималась летом. Казалось бы, всё достаточно просто, но, на самом деле, съёмки давались нам очень тяжело. Мы снимали за Киевом. Огромное количество людей и поливальной аппаратуры нужно было вывозить куда-то к чёрту на рога, а нам ещё и катастрофически не везло с погодой. Мы всё время пытались подгадать пасмурный день, но, когда приезжали на площадку, снимали с утра один-два кадра, а потом выходило солнце, и мы целый день просто ждали сумерек, чтоб за 20 минут успеть хоть что-то снять. Я был завернут в дождевик, потому что на меня из шланга лили воду, и вот в этом мешке мне приходилось стоять и ждать, пока зайдёт солнце. Съёмки сильно затянулись. У нас были огромные проблемы с деньгами, которые надо было как-то решать. И вот с тех пор больших физических и эмоциональных нагрузок во время съёмок у меня не было. Ничего более сложного, как ни странно, со мной не случалось.
(Фото со страницы facebook "Дорога / The way")

- Как сказываются на здоровье напряженные графики?
- Любой съёмочный день – это невероятный стресс, потому что существует огромное количество факторов, которые невозможно предвидеть и избежать. Каждый хороший кадр, сцена – это, по большей мере, просто удача. Естественно, всегда имеется возможность тщательно всё продумать, рассчитать все возможные риски, выбрать самый подходящий пространственно-временной зазор и подготовиться к съёмке определённого кадра. Но ты просто не можешь всё проконтролировать и удержать в руках. Поэтому постоянно находишься в состоянии какого-то мандража.
   Сказываются на здоровье и большие нагрузки на тело. Нормальное состояние моего организма во время съёмок - это температура 37,5. Наверное, невозможно этого стресса избежать, но всегда есть возможность ему противостоять. Во-первых, необходимо придерживаться определенного режима и диеты. Во-вторых, надо стараться находить время для спорта или йоги, заниматься дыхательными практиками. В киноуниверситете в Берлине есть даже отдельная дисциплина - йога для операторов. Занятия проходят раз в неделю в 8:00 утра. Наш профессор Майкл Хэммон (Michael Hammon) - оператор, чей фильм («Когда мы мечтали» (2015, Андреас Дрезен). – Прим.ред.) в этом году попал в конкурсную программу на Берлинале, всё время всем рассказывает о пользе йоги и о том, как важно оператору ею заниматься.

P.S. Продолжение следует!))))

Комментариев нет:

Отправить комментарий