воскресенье, 22 февраля 2015 г.

АНДРЕЙ АЛФЕРОВ: "Язык «поетичного кіно» уже не работает..."


Жизнь радует яркими событиями и вдохновляющими людьми! На днях поприсутствовала на встрече с кинокритиком Андреем Алферовым. Смотрела на этого (не побоюсь сказать!) уникального человека, слушала и что-то внутри от восторга и благодарности торжествовало: «Счастье есть! Да здравствует киноведение!» ))))) Андрей говорил много, быстро, увлекательно… Вот кое-что из того, что успела записать.

Фото со страницы Андрея Алферова в Facebook

Зачем нужна кинокритика и насколько важна её роль в современном обществе, когда в соцсетях о кино могут писать все? Именно этот вопрос стал лейтмотивом встречи. Кинокритик, по словам Андрея Алферова, это внимательный зритель, который, опираясь в своих суждениях на знания о составляющих кино, историю его возникновения, цепляя морально-этические стороны, умеет аргументированно объяснить, почему тот или иной фильм «хороший» или «плохой». Конечно же, подобная оценка («хороший/плохой») слишком примитивна и не дает необходимого наполнения, ведь жизнь в принципе нельзя поделить на «черное» и «белое». В последнее время, чтоб избежать подобного упрощения, для оценки фильмов все чаще употребляют понятия «честный», «настоящий», которые звучат красиво, но по сути являются не менее размытыми. «По определению слово «честный» к кино вообще не подходит, - утверждает Алфёров. - В чем честность? Кино – это обман, фикция! Это – ложь. Хотя в ней есть степень убедительности». Критик – это именно тот человек, который умеет посмотреть чуточку шире, заглянуть чуточку глубже, чем среднестатистический зритель, которому на то, как сделан фильм, по большому счету, наплевать. Но необходимо так же учитывать, что даже мнение профессионального критика, который старается быть максимально объективным, изначально субъективно.

Были времена, когда критики «разносили всех и всё». В истории существует масса примеров, когда фильмы, считающиеся сегодня классикой, оставались без «ветвей» и «Оскаров». В подтверждение этих слов Андрей вспомнил, что фильм «Мужчина и женщина» (1966, Клод Лелуш) страшно критиковали за «ванильно-мармеладную» интонацию. А сегодня эта кинокартина является практически пособием для обучения. Григорий Михайлович Козинцев (1905-1973) критиковал «Сталкер» (1979) Андрея Арсеньевича Тарковского (1932-1986), а «Приключение» (1960) Микеланджело Антониони (1912-2007) в Каннах просто освистали – «считалось, что это очень плохое кино, потому что не имеет финала». В своё время попал под удар суровой критики и многим полюбившийся советский фильм «Человек-амфибия» (1961, Геннадий Казанцев, Владимир Чеботарёв).
К сожалению, много «промахов» было и в нашем кино. Ярким тому примером может послужить даже недавний «оскаровский» скандал, после которого общество разбилось на два лагеря – поклонников «Поводыря» (2013) Олеся Санина и «Племени» (2014) Мирослава Слабошпицкого.
«Про «Племя» сложно говорить плохо. Это - больше, чем кино. Это – политика. Очень важный фильм, - говорит Аоферов. – Это – модель украинского общества, которое живёт по лесным законам, по законам племени». «Племя» - это история людей, живущих «без неба, без Бога», которые начинают познавать любовь. И уникальность его в том, что это «единственный фильм о глухонемых, который рассказывает об этих людях на их же языке». Луис Бунюэль (1900-1983) говорил: «К музыке прибегает только самый слабый режиссёр». «Племя» же полностью выстроено на шумах и звуках, и профессионалы прекрасно понимают, в чем сложность создания такого фильма. Андрей признался, что его стереотипное представление о глухонемых, продающих в электричках кроссворды, было окончательно разрушено после просмотра фильма Слабошпицкого: «Режиссёр в своей картине развернул целое государство в государстве, живущее по своим волчьим законам»

Кадр из фильма "Племя" (2014, М. Слабошпицкий)
Алферов уверен, что «Племя» попало бы в «оскаровский топ-файв», поскольку лучшими иностранными фильмами обычно признаются те, которые не вписываются в «голливудскую формулу» и экспериментируют с киноязыком. А номинация на «Оскар» - это уже много. «Оскар» - это путёвка в профессию, расширение возможностей, а не просто статуэтка на полке. У нас же каждый раз отправляют на «Оскар» мертворожденное кино. Отбор идёт на уровне выбора фильма для семейного вечернего просмотра: «Я понимаю, что это великое кино, но смотреть не стану – мне противно». Личное нужно куда-то задвинуть. Репутация кинематографа нашей страны очень плохая, так как власть на всех уровнях ведёт себя непорядочно», - говорит Алферов и считает, что реформа с национальным налогом просто-напросто убьет национальное кино: «Человеческое кино, рассказанное полушепотом, исчезнет, и останутся только блокбастеры». Затрагивая столь болезненные темы, Алферов личным примером подтверждает, что профессиональный кинокритик – это человек, который пытается объяснить механизмы и рассказывает о проблемах.

В своих суждениях о «Поводыре» Алферов был более краток и сдержан, сакцентировав внимание на том, что главные достоинства фильма заключаются в «маленьких кастинговых победах» и в работе самого выдающегося из ныне живущих украинских кинооператоров Сергея Михальчука. «Перед нами пытаются развернуть трагедию – голод 1930-х годов. Эту трагедию оборачивают в одежду мелодрамы, и это значит, что сглаживаются углы, а о чем-то нам не говорят… Эстетика фильма такая, словно он снимался рекламным агентством. Всё очень карикатурно. И в этом главный конфликт. Художника часто «несёт», поэтому ему нужны гнилые помидоры…».

Кадр из фильма "Поводырь" (2013, О. Санин)

Режиссёром, который умеет вдыхать жизнь в героев и старается быль максимально объективным, Алферов считает «слишком умного для госкино» Сергея Лозницу: «В тумане»(2012) Лозница снял без украинских денег, и это позор для Украины. А он снова снимает без денег и будет в Каннах. Каннский конкурс – главная мировая площадка, которая открывает все двери в киноиндустрии. «Бабий яр» точно окажется там! Это будет невероятных масштабов невероятно красивый фильм, который расскажет много интересного».

Другой надеждой украинского кино Андрей Алферов назвал самоучку Олега Сенцова, который в своём фильме «Гамер» (2011) показал не типичную для киноэкрана русскоязычную Украину. «Выживает кино, в котором есть что-то дерзкое, – говорит Алферов. – На «маленькое» украинское кино зритель не идёт, потому что оно, как говорится, «не sexy». У нас нет таких артистов, как Богдан Сильвестрович Ступка (1941-2012), на которого шли. У нас эпоха «я скачаю». Язык «поетичного кіно» уже не работает, а продолжают так снимать, потому что так научили. А те, кто учит, обычно не следят за тем, что происходит сегодня. Особенно это видно, когда студенты Карпенко-Карого приходят в рекламу и стараются снять красиво… Это всё так уныло».

По прогнозам Алферова 2015 год для украинского кино, учитывая сложность нынешней ситуации в стране, вероятнее всего, будет «лысым». Что касается приближающейся церемонии «Оскар», Алферов «делает ставки» на «Охотник на лис» (2014, Беннетт Миллер) как лучший фильм, «Левиафан» (2014, Андрей Звягинцев) - лучший иностранный фильм и Джулианну Мур – лучшая актриса за «Всё ещё Элис» (2014, Ричард Глацер, Уош Уэстмоленд). Алферов высказался и по поводу недавно введённых в Украине кинозапретов: «Нужно делать своё кино, а не запрещать. Люди всё равно будут находить способы доставать и смотреть. Под запреты попадает хорошее кино. «Загал» будет продолжать смотреть свои сериалы, а пострадает вдумчивый зритель, которому, лишившись большого экрана, придётся нарушать закон, качая пиратские копии. Зверские законы мешают нам увидеть что-то человеческое, самим решать, что смотреть. У судей что - идеальный вкус?».

К счастью, для ищущего зрителя всегда найдётся, что хорошего посмотреть из кладезя мирового кино. Андрей Алфёров специально для нас составил список фильмов и сериалов, которые рекомендует к просмотру: «Вопрос не в том, что о вас плохо подумают, потому что вы не смотрели какой-то фильм, а в том, чтоб больше понимать, «напитываться» кино, так как времена меняются, а с ними и эстетический код…».

1.  «Великая иллюзия» (1937, Жан Ренуар)
Эта история о том, как заканчивалась эпоха, отбрасывает тень на многие французские кинокартины 1960-х годов.

2. Метрополис» (1927, Фриц Ланг)
Именно этот фильм очень сильно повлиял на Александра Петровича Довженко (1894-1956) и отпечатался в его «Аэрограде» (1935).
     
3. «М (Город ищет убийцу)» (1931, Фриц Ланг)
Психологический триллер, который препарирует не столько убийцу, сколько общество.

4. «Гражданин Кейн» (1941, Орсон Уэллс)
Евангелие кинематографа, на котором все учатся. Раскрывает человеческие качества и показывает, что с человеком делают финансовые сверхвозможности. Специально для фильма было создано поддельную хронику – эффект достигался методом протягивания киноплёнки через горячий песок.

5. «Бунтарь без идеала» (1955, Николас Рэй)
Пример современной трагедии - история о молодых людях, которые не могут идентифицировать себя в обществе. После выхода этого фильма фигура Джеймса Дина (1931-1955) моментально стала брендом.

6. «В порту» (1954, Элиа Казан)
Красивое кино с кучей Библейских аллюзий, которое переворачивает сознание.

7. «Плата за страх» (1953, Анри-Жорж Клузо)
Фильм, который перевернул представления Альфреда Хичкока(1899-1980) о том, каким должно быть кино. Он стал углубляться, в результате чего родилось «Головокружение» (1958).

8. «Самурай»  (1967, Жан-Пьер Мельвиль)
История тотального одиночества в большом городе. Из этого фильма почти целиком вышел «Леон» (1994) Люка Бессона.

9. «Таксист» (1976, Мартин Скорсезе)
История маленького человека, доведённого «до ручки», потому что его не устраивает то, что происходит вокруг. Из этого фильма вырос «Брат» (1997) Алексея Балабанова.

10. «Разговор» (1974, Фрэнсис Форд Коппола)
Римейк фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» (1966).

11. «Крестный отец» (1972, Фрэнсис Форд Коппола)
Блистательный образец эпического кино с эстетикой французской новой волны. Изначально позиционировался как авторское  кино, в которое никто не верил.

12. «Касабланка» (1942, Майкл Кёртис)
Фильм, в который были влюблены все по обе стороны Атлантики, и сегодня люди разных возрастов продолжают плакать.

ТОП-10 сериалов от Андрея Алфёрова:
1.  «Что знает Оливия?» (2014)
2.  «Карточный домик» (2013)
3. «Родина» (2011)
4. «Фарго» (2014)
5. «Вершина озера» (2013)
6. «Больница Никербокер» (2014) – Любимый сериал Алферова.
7. «Манхеттен» (2014)
8.  «Малыш Кенкен» (2014)
9.  «Фортитьюд» (2014)
10. «Любовники» (2014)

Подытожил разговор о кино Андрей Алферов пожеланием найти во всём вышесказанном для себя что-то практичное, что поможет посмотреть на кино другими глазами и увидеть что-то новое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий